При сплаве по Сосьве туристам-водникам от Черных скал в реке встретится череда островов – результат промывки речного дна старателями в 1930-1940 годов. Здесь начинается длиннейший плес с медленным течением, вынуждающим проделывать утомительную работу веслами. Длина плеса более трех километров и заканчивается он у небольшой речки Ка́нда, устье которой скрыто нависшими ветками кустарников.
После утомительного плеса радуешься появившемуся на левом берегу поляны. Рядом находится скалистое устье речушки Ка́нда, а также заросший лесом и кустарником плохо заметный с реки камень Ка́ндинский. Ка́нда – небольшой лесной ручей, его длина составляет всего-то 22 км.
В летнее время это безобидный, малозаметный лесной ручей. Совсем другое зрелище он представляет ранней весной, когда наступает бурное таяние долинных снегов. Тогда Канда мощным потоком вырывается из узкого каньона, широко течет всей своей водной силой прямо поверх своего же толстенного льда и водопадом срывается с края льдины прямо в Сосьву.
Вот у устья этой речушки (по левым берегам Канды и Сосьвы) на взгорке и расположена поляна - покос Ветошкина, жителя ближайшего поселка. Этот покос представляет собой вытянувшуюся поляну.
В конце марта и начале апреля 1931 года эта левобережная поляна Сосьвы стала местом ссылки раскулаченных крестьян из западных областей страны, основной работой которых стал лесоповал. Вновь образованный лесоучасток для спецпереселенцев получил название Усть-Канда. У спецпереселенцев было плохое снабжение продуктами питания. Чтобы не умереть с голоду, они систематически употребляют в пищу крапиву, мох, кору деревьев и т. д. На лесоповале разницы между мужчинами и женщинами в нормах не было: пока спецпереселенцы не выполнят нормы в 6,5 кубометров, из леса их не выпускали. В результате в силу плохих жилищно-бытовых условий, продовольственных затруднений, антисанитарных бытовых условий и отсутствия надлежащего медицинского обслуживания ссыльных переселенцев в поселке Канда отмечены 19 случаев заболевания сыпным тифом.
Активная часть спецпереселенцев с участка Усть-Канда, объединившись со спецпереселенцами лесоучастка на Усть-Калье, выступили против жестокого обращения с собой. 20-го апреля 1931 года состоялось организованное выступление спецпереселенцев, которое закончилось арестом и осуждением 53-х спецпереселенцев. (Подробнее о тех событиях можно прочитать по ссылке:
https://www.proza.ru/2016/03/10/1878).
Это событие не осталось без внимания властей. Была организована проверка.
Представители Секретно-политического отдела Агранов и Славатинский, посетившие это место ссыльных, в своей сводке Главному Политуправлению от 9 августа 1931 года отмечают, что голод, плохие бытовые условия, болезни и отсутствие надлежащей медпомощи, чрезмерно высокие нормы на лесоповале и своеволие местного начальства имело место. За различного рода перегибы и недостатки в работе с переселенцами были арестованы особо свирепствовавшие десятники, работники комендатуру, бригадиры, работники торговли – всего 27 человек.
В 40-х годах прошлого века в этом месте располагался уже небольшой поселок Усть-Канда, в котором жили не только лесозаготовители, но уже и золотодобытчики. В поселке была своя небольшая пекарня, работавшая на дровах и выпекавшая очень вкусный хлеб для своего населения.
Зимой лесозаготовители валили лес по берегам Канды, сколачивали плоты с фанерными домиками, а с весенним половодьем сплавляли древесину по этой же узкой речушке до Сосьвы и дальше вниз по течению, а старатели промышляли драгоценный металл по руслу Сосьвы с помощью «пахаря», прямо со своеобразных плотов (прообраз драги). С помощью такого "пахаря" поднимали со дна реки золотосодержащий песок для промывки. На плоту с проемом работали трое. Один опускал в проем плота "пахарь" – большую лопату с совком (0,8 на 0.4 метра), насаженную на большой шест, а двое поднимали ее с песком с помощью ворота, установленного на другом конце плота. Поднятый со дна песок здесь же промывали на важгердах.
Во время войны Усть-Кальинская драга, работая по руслу Сосьвы, дошла до устья р.Канда. На Усть-Канде начали строить новую драгу. Старатели вначале жили здесь в землянках. За короткий срок срубили барак. В одной его половине на нарах спали мужчины, на другой - женщины. Спали на своих фуфайках, и хотя постоянно топили печь, в бараке было холодно. Ночью дрова в печь подбрасывали дежурные поочередно. Денег за работу никому не платили, из продуктов на одну декаду выдавали: 150 г солонины, 0,5 литра подсолнечного масла, 200 г сахара и 8 кг муки. Печь для выпечки хлеба рабочим драги стояла на улице, под навесом, и пекарь-женщина, хоть в пургу, хоть в мороз, пекла хлеб, чтобы накормить рабочих.
На драгах стояли паровые машины, которые работали на дровах, дров прожигали много, тяжёлые метровые чурки закидывали в топки, поэтому на заготовке топлива было занято много рабочих. Норма на двух человек была не маленькой: 5 кубометров сосны и 4,5 кубометра лиственницы и березы. Их надо было напилить, расколоть, сложить в поленницы. Пока не сделают норму, с работы не уходили. Из делянок дрова вывозили на лошадях.
На вывозке дров и на дражных шлюзах работали и тринадцатилетние дети.
Мужики и женщины, работая на драге, простывали от постоянной работы на воде, а зимой – при заготовках дров для драги и при ее ремонте.
Были случаи на Усть-Канде, когда от сильной простуды умирали мужики. Тогда и лекарств не было. Даже собачье мясо им не помогало.
После войны на Усть-Канде остались два барака и несколько домиков. Производство сокращалось, в поисках работы люди стали разъезжаться. Вскоре селение в устье Канды закрылось. Сейчас урочище заросло крапивой – непременным атрибутом брошенных жилищ.
Сейчас место Усть-Кандинского урочища удобно для причаливания сплавных судов. Это излюбленное рыбацкое место, здесь встречается хариус. В этом удобном месте можно остановиться на ночевку, но нужно помнить, что это покос, не нарушайте его. Сам покос изобилует многообразием луговых трав, но изюминкой местной флоры, конечно, является рослая лилия саранка, которую называют еще лилией кудреватой, или лилия - царские кудри.
В одном километре ниже по реке от речки Канда расположена большая одиночная скала – камень Матренин Стол.
Это место интересно еще одной особенностью. Местные ребята и взрослые рыбаки, прибыв на Усть-Кальинскую поляну, сплавляются отсюда до устья Канды (до покоса Ветошкина) - это 8 км. Здесь они упаковывают лодку и по лесной тропе делают трехкилометровый переход до Поляны на 24-м километре. Там они опять накачивают лодку, готовят удочки-спиннинги и продолжают сплав и рыбалку по течению, до Усть-Кальинской поляны, откуда и начинали свой сплав с рыбалкой - это 7 км пути. От этой поляны рыбаки возвращаются домой в поселки Калью, Черемухово. Такая вот своеобразная маленькая «кругосветка» в 18 км получается.