При взгляде на трамвайный вагон №6 в Краснотурьинске ядерная война начинает казаться не таким уж страшным явлением.
Но самое ужасное, что это единственный рабочий трамвай в городе на данный момент, а чтобы выполнять расписание движения, нужно как минимум два.
Но где же остальные вагоны, спросите вы? Трамваи под номерами 3, 5, 7, 9 — самые новые в городе, некоторым не было и 15 лет (при сроке службы 20 лет без капитального ремонта) — остались только на фотографиях.
Скоро последний из них — №9 — познакомят с газовым резаком. Все оттого, что дорогостоящая электроника постоянно выходила из строя, денег на ее покупку не хватало, да и усилиями местного ремонтного персонала в таких условиях наладить оборудование все равно было бы практически невозможно.
Более старые вагоны — модели 71-605, произведенные еще до перестройки в Союзе — за исключением одного исчерпали свой ресурс настолько, что не покидают ворот депо уже долгое время, после починки одного агрегата из строя выходит следующий, и так до бесконечности. Со слов сотрудников предприятия, запчастей для них не было с начала года. В дефиците контактные вставки для токоприемников, нет даже бандажей для стальных колес, а старые потеряли форму круга и износились до такой степени, что обтачивать их дальше уже нельзя — от этого трамвай слышно за километр.
Трамвай везет заводчан со смены. Фото: Дмитрий Грищук
Вот смотрит рядовой горожанин на сие и думает: «К чёрту такой трамвай, он выглядит как смерть, ездит раз в год в тайную ночь, от его грохота уши вянут, а чашки в квартирах близлежащих домов пляшут на блюдцах». И как по мановению волшебной палочки, верные слуги народа — вроде депутата Волобуева — чтобы напомнить о своем существовании и показать, что вроде как стараются ради своих избирателей и занимают свое кресло не зря, предлагают рядовому горожанину, мол,
давай мы сдадим историю твоего города в металлолом, лишив его достопримечательности, потенциально высокопроизводительного транспорта, который мы своими же руками довели до такого состояния, а теперь прикончим, чтобы не мучился!
Землеотвод закрытой в 2011 году линии 2 маршрута по улице Фрунзе к городской больнице. Пересечение с центральной улицей города. Фото: Дмитрий Грищук
Рядовой горожанин прав — трамвай в таком состоянии, в котором он находится сейчас, действтельно следует послать к черту. Но туда же надлежит отправить и деструктивно мыслящих вредителей, которые покушаются на уникальность нашего города, предлагая уничтожить трамвай как класс.
Вместо того, чтобы привести этот вид транспорта в порядок, обеспечив привлекательность для пассажиров, сделать его брендом Краснотурьинска и зарабатывать деньги на всевозможных мероприятиях с участием трамвая, формируя у горожан идентичность, имея все для этого задатки, у города пытаются забрать индивидуальность. Без преувеличения, после этого у нас не останется ничего, что принципиально бы отличало наш город от многих других. Краснотурьинск — это один из ста в списке моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением.
Фото: Дмитрий Грищук
Но при этом в России всего пять городов с населением меньше 100 тысяч человек, где есть трамвайное движение, среди них, кроме прочих — Краснотурьинск, а также соседний Волчанск, где даже помыслить не могут о том, чтобы избавиться от своей отличительной черты, ведь он занесен в Книгу рекордов России как самый маленький город с трамваем в стране.
И если в маленьком забытом богом городишке с годовым бюджетом в 360 миллионов рублей стараются сделать все возможное, чтобы привлечь побольше туристов прокатиться на трамвае, то в Краснотурьинске, имеющем 2 миллиарда ежегодно, занимаются ровно противоположным. При всем том, что для поддержания приличного состояния инфраструктуры и обновления парка подвижного состава не нужно иметь толстый кошелек и быть семи пядей во лбу — наша группа неоднократно предлагала простые и дешевые пути выхода из кризиса. Все доводы администрацией были проигнорированы.
Но несмотря на все это, к нам продолжают ехать гости со всего мира.
Более того, особо проникшиеся краснотурьинским трамваем люди даже посвящают ему свое творчество. Например, немка Корнелия Блом смастерила миниатюрные модели трех вагонов из нашего города.
А краснотурьинская художница Юлия Белоусова изобразила на холсте момент из трамвайного прошлого Краснотурьинска — ожидающий отправления по 2 маршруту 11 вагон.
Картина «Окна свет зажгли»
В целом краснотурьинцы любят свой трамвай. Иногда они решают прокатиться сами, даже если нет цели куда-то доехать, иногда посещают трамвайные экскурсии, которые организует музей, знакомят своих детей с этим видом транспорта — равнодушным не остается никто.
Фото: Дмитрий Грищук
В этом мы, жители маленького Ленинграда, очень похожи на жителей большого Ленинграда — Санкт-Петербурга, который долгое время считался самым трамвайным городом планеты. Там городское руководство, сохраняя трамвайные традиции прошлого, уверенно смотрит в будущее, где очень большая роль отведена рельсовому транспорту.
Что же до ситуации с трамваем в Краснотурьинске — уместно вспомнить монолог профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Вместо эпилога.
Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом?
Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.