Рассказать журналистам независимой городской газеты о проблемах Загородного пришло больше 30 человек. Фото: Вадим Аминов, "Вечерний Краснотурьинск"
Жители Загородного, отдаленного микрорайона Краснотурьинска, взволнованы.
"Я - жительница поселка Загородный, первое подсобное. От имени всех, кто проживает в этом поселке хочу обратиться за помощью. Наша администрация совсем на нас, видимо, плевать хотела. Дорогу не делают, и в скором времени будет отмена рейсового автобуса, на такси ездить дорого, да и из-за дороги таксисты к нам вообще ездить не хотят. Очень много молодых семей с маленькими детьми, поликлиника далеко, медчасть опять закрыта", — в конце мая написала в редакцию
Виктория.
Напомним, ранее мы сообщали, что после 30 июня ИП Марков не намерен возить пассажиров в Загородный (маршрут №3). Ситуацию обсуждали на заседании Думы.
"Без колес вернусь"
В Загородный везет Надежда. В пути от редакции "Вечерки" до улицы Животноводов, 8, что в центре микрорайона, 13 минут. Общая стоимость поездки - 289,2 рубля. Дорога в Загородный таксистке не нравится.
- Это ужасно! Мне кажется, я без колес вернусь оттуда, — чувствуется, что Надежде жалко иномарку, за рулем которой она сидит.
Водительница отмечает, что в Загородный ей приходится ездить часто: "Рабочих возила и еще женщины ездят. Всякие люди бывают..."
- Кажется, у нас в городе нет нормальных дорог. В Карпинске, кстати, лучше. А у нас дороги будто после войны. Взять, к примеру, Чкалова. Что толку, что они ее отремонтировали? Там дырки одни... Смысл, вообще? Надо все снимать и заново делать, — оценивает женщина ямочный ремонт, когда машина едет по улице Каталей, ведущей в Загородный.
Mitsubishi Lancer прыгает по швам бетонных плит, которыми выложен путь в микрорайон.
... 24 мая в центр микрорайона, к почтовому отделению и магазину, чтобы пообщаться с журналистами "Вечерки", пришло больше 30 человек.
- Наш поселок беспокоит все. Дороги - та, по которой вы ехали, и те, которые проходят здесь. И вода. И общественный транспорт. И развалины посреди поселка. Смотреть страшно, —
Нина Нагорных показывает рукой на обгоревший остов строения, торчащий в центре.
"Хватит ему парки строить! Может, дороги начать?!"
- Первоочередной вопрос - дорога. Как по ней ездить? Никак. Это разве езда? Постоянно машину ремонтируешь, раз проехал и ходовая полетела. Раз - и все летит! А запчасти сейчас знаешь, какие дорогие? - раздается мужской голос из толпы.
Краснотурьинец
Виталий Карлович управляет Hyundai Accent. Признается, что машину приходится часто ремонтировать:
- Недавно менял задние стойки. Заплатил 20 тысяч. Только за одни задние стойки... Сами понимаете, такая дорога. А по весне или осени, когда она под водой, хочешь не хочешь, но все равно в яму влетишь... Их вообще не объехать, не видно же...
- Месяца три-четыре назад, перед выборами президента, здесь был Устинов (
Александр Устинов, глава городского округа Краснотурьинск, — прим. "Вечерний Краснотурьинск").
Беседовали... Он говорил, что Подсобное (сельскохозяйственное предприятие, расположенное в микрорайоне, — прим. "Вечерний Краснотурьинск")
обещало выделить на дорогу 15 миллионов. От улицы Свободы и до Загородного она будет стоить 60 лямов. Устинов говорил, что, если колхоз даст эти 15 миллионов, то мы будем делать... Начнем ремонт. Но эти (руководители предприятия, — прим. "Вечерний Краснотурьинск")
сейчас отсюда уехали. Контора уже переехала. Не знаю, куда. По-моему, они на это забили - надолго, — отмечает
Леонид Душкин.
- Года три-четыре назад сделали заплаточный ремонт. Но это не спасло и не помогло, — говорит
Юлия, жительница Загородного.
- Компания Гатина (
Рустам Гатин, заместитель начальника управления по ЖКХ, транспорту, связи и муниципальному контролю мэрии, — прим. "Вечерний Краснотурьинск")
- люди, которые ездят по городу и смотрят, в каком состоянии дороги и где нужно залатать, ни разу, похоже, здесь не были! - возмущается
Владимир Нагорных.
- Начиная с нулевых, каждый год писала на kremlin.ru (официальное интернет-представительство президента России
Владимира Путина, — прим. "Вечерний Краснотурьинск").
Оттуда - отписки в область, из области - в город. Потом ответы. Ну, знаете, все эти бюрократические проволочки... Обещания. Один год нам сказали, что (на дорогу, — прим. "Вечерний Краснотурьинск")
выделено 9 миллионов. Другой - 40. В прошлом году было 50 миллионов. Бывший депутат Волобуев (
Антон Волобуев, ныне директор муниципального унитарного предприятия "Управление коммунальным комплексом", — прим. "Вечерний Краснотурьинск")
каждый год нам на уши лапшу вешал и вешал: "Вот, на следующий год..." И так все и идет, —
Юлия говорит, что жителей Загородного нельзя обвинить в том, что они не пытаются как-то повлиять на ситуацию.
- На kremlin.ru было писано, а дорога так и стоит... Всю жизнь здесь живу и сколько себя помню, ее ни разу не ремонтировали. Обещали, как кладбище откроют, так сделать дорогу, но... На кладбище дорога есть.
- Скоро покойники вставать будут! - звучит из толпы.
- Юрьичу можете сказать? Хватит ему парки строить! Может, дороги начать?! - просит один их жителей Загородного.
- Скорее всего, из-за ужасной дороги нам и отменяют автобусы, — отмечает
Виктория, после обращения которой в Загородный приехали журналисты.
"С 1 июля автобусов не будет"
Виктория вспоминает, что шокирующую новость озвучила кондуктор автобуса маршрута №3, курсирующего между Краснотурьинском и Подсобным. Перевозчиком здесь является ИП Марков.
- С 1 июля все, автобусов не будет. У Маркова был договор до 1 июля. Мэр знает, он в курсе. Говорят, что совсем нас не бросят и что-нибудь запустят. О том, что Марков не будет ездить, нам кондуктор и сообщила: "С 1 июля мы возить не будем!" — рассказывает
Виктория.
- Если Марков встанет и никто не поедет, что делать будете?
Повисает тишина. Но через 5 секунд почти в унисон звучат несколько голосов:
- Войной пойдем в горком, что делать!
- Придется пикеты делать у администрации!
- А зимой, прикинь... Помнишь, какая зима была холодная!
- Будет дорога - будут автобусы ходить!
- Однажды ехали в автобусе и шофер говорит: дороги, мол, эти, тряска. А мы вас, мол, еще возим. А мы-то разве виноваты, что дорога такая, — удивляется Юлия.
Неудобные рейсы
Кстати, у жителей Совхоза много нареканий, касающихся работы общественного транспорта, к перевозчику и городским властям.
- Во-первых, он поднял цены, проезд стал по 40 рублей. Был - 38. Прямо в салоне висит объявление, что бензин - дорогой, обслуживание техники - тоже. Обходится дорого, это, скорее всего, из-за дороги, — предполагает Виктория.
Юлия говорит, что прошлой весной сократили количество рейсов до поселка.
- Тот, который в 8.50 от нас. Потом два дневных рейса подряд урезали: на 13.50 и на 15.10, — загибая пальцы, перечисляет Юлия.
- А в субботу у нас вообще на 11.10 рейс, а следующий только на 16.40 - неудобно. Уедут, например, бабушки в аптеку (в микрорайоне ее нет, — прим. "Вечерний Краснотурьинск"),
или в больницу, чтобы сдать анализы, на полвосьмого утра, чтобы к 8 успеть. Все, следующий рейс только на 10.35 с автовокзала идет. Люди, работающие по сменам, раньше с ночи ездили на 8.15. С 25 октября прошлого года этот рейс убран. Сейчас люди вынуждены ждать до 10, до 10.30 - или на работе, или по городу слоняться.
Юлия рассказывает, что из-за неудобного расписания автобусов была вынуждена устроить ребенка на продленку.
- Местные дети учатся в школах города. Есть те, кто учатся в колледже, политехникуме. У меня ребенок - в третьем классе 24-й школы. Уроки заканчиваются в 12.40. Раньше он ездил на 13.15, сейчас - на 16.05. На это время я была вынуждена отдать его на продленку. Мне это тоже неудобно, потому что уроки они там делают по желанию, а кому в таком возрасте охота делать уроки? Он приедет в пять часов вечера и мы практически до поздней ночи сидим за уроками, — признается женщина.
И продолжает автобусную тему:
- В детской поликлинике есть вечерние приемы - с 14.00 или 15.00, и утренние - допустим, с 09.00. В 8 ты там - добрался, но придется час сидеть в детской с ребенком. И еще неизвестно, успеем мы на рейс в 10.35 или в 12. А на вечерний прием нам вообще не попасть, на 15.10 убрали же автобусы. А на том, что идет на 16.40, пока доберешься, прием уже закончится. Только на такси. А такси до Заречки - где-то 300 рублей.
"Стыдно ехать, каждый раз выслушивая..."
- Они еще и ездить сюда не хотят! В такси садишься и водитель говорит: "А вы асфальт там положили?" Я его должна положить? - недоумевает
Виктория.
- Стыдно ехать, каждый раз выслушивая их возмущение. Мы будто прокаженные...
- Когда в машину садишься: "Ой, опя-я-я-я-ять..." Это зимой таксисты еще нормально относятся к заявке в Загородный, потому что на дороге лежит "зимний асфальт". Летом они вообще не хотят ехать, — подтверждает
Юлия.
- Вызываешь Яндекс.Такси. А в ответ: "Не сможет приехать". И так по часу. А в тех фирмах такси, что по телефону работают, сразу говорят: "Нет свободных машин". И все, хоть тресни...
Сын
Виталия Карловича живет в Екатеринбурге, у станции метро проспект Космонавтов.
- До Кировского рынка такси стоит 454 рубля, ехать 11 километров. Получается, где-то 40 рублей за километр. Мы же здесь платим за такси 250 рублей - от моего дома до горгаза. 60 рублей за километр. Кто смотрит за этим? - интересуется пенсионер.
Разговор перетекает на тему, кто и как добирается до Подсобного, когда в графике движения автобусов выдается окно.
- Я с 4-летним ребенком хожу... На 14-м доеду (до Медного Рудника, — прим. "Вечерний Краснотурьинск"),
а потом пешочком иду...
- Кто знает, так подвозят по знакомству...
"Раз в четыре года батареи меняем"
Выговорившись по поводу опасений остаться без транспортного сообщения с центром Краснотурьинска, жители Загородного заговорили о других проблемах.
- Вода очень плохая! Раз в четыре года батареи меняем. Ни один руководитель УКК не заинтересовался тем, чтобы взять лабораторный анализ воды и сравнить, что у нас из крана бежит, а что - в городе, — отмечает
Владимир Нагорных.
- И что-то сделать.
- В любом магазине сантехники города покупаешь батареи и никто не дает гарантии: "Где живешь? А, там. Никакой гарантии", — соглашается с Владимиром Александровичем другой житель Совхоза.
"Тут город заканчивается"
- У нас есть знак "Краснотурьинск". Тут город заканчивается, — грустно шутят местные жители.
А, может, и не шутят.
- Люди по 30 лет и больше работали в сельском хозяйстве. Им положена доплата к пенсии. Но у нас - черта города, хотя, несмотря на это, тут кругом такое же говнище. Приходит жена в Пенсионный. Говорит, так и так. Ей там советуют: "Выпишитесь, устройтесь куда-нибудь на 11-й или на Арбах. Мы вам добавим пенсию, вы потом назад вернетесь". Разве это дело? - удивляется один из местных жителей, попросивший не называть его данных в СМИ.
- Я 35 лет в совхозе отработала. Из них 15 - механизатором. Нас присоединили к городу. Не знаю, для чего... Если мы к городу относимся, то где тогда все благоустройство? Или они из-за территории что-то имеют? Но нас лишили сельской добавки к пенсии, — отмечает другая читательница.
- Мы являемся микрорайоном Краснотурьинска, на который администрация города давным-давно наплевала. Если мы у них как чирей на энном месте, пусть они нас переселят в город. Плюнут и никаких проблем не будет больше. Пусть они так сделают. Вот, напишите, — говорит Галина Артемова.
"Медпункт есть - врача нет"
Юлия рассказывает, что жители Совхоза лет 5 ждали открытия фельдшерско-акушерского пункта.
- Делали ремонт. Примут-не примут. То это не так, то это не сяк... В конце концов приняли и открыли. Но весной фельдшер Марина Дьякова уволилась. Говорят, другую работу нашла. Она, когда работала, на такси уезжала - из-за автобусов. Должна же до часу работать или там до трех... А в это время автобусов-то нет. Здесь только фельдшер, медсестра тут по количеству жителей не положена... Поэтому все местные вынуждены обращаться в поликлинику. Про неудобные рейсы я уже говорила, — раздосадовано рассказывает
Юлия.
- А помещение ФАПа стоит пустое.
- Медпункт есть - врача нет, — отмечает Виктория.
"У нас как на Донбассе"
- Центр поселка, а через дорогу развалины. У нас как на Донбассе, —
Юлия мотает головой в сторону горелых развалин по центральной для Совхоза улице Животноводов. -
Где-то в марте 2022 года был пожар. И с тех пор тут ничего нет. В смысле, никаких разборов (погоревшего строения, — прим. "Вечерний Краснотурьинск").
Женщина рассказывает, что здание стояло пустым еще лет за 5 до пожара: "Раньше тут был старый здравпункт. Магазин. И разнарядка. Чего там только не было..."
За погоревшим зданием находится детский сад.
- Там (в развалинах, — прим. "Вечерний Краснотурьинск")
молодежь собирается. Ну и, естественно, гадят, когда пивка попить... Даже досюда духан доходит. Сейчас жара начнется, мухи будут, — отмечает жительница Загородного. И добавляет, что это - муниципальное здание.
Юлия устраивает журналистам экскурсию по Подсобному. Продолжаем шагать по Животноводов, где доживают век еще несколько развалюх.
- Вот, здесь раньше были домашние ясли-сад. Молочный магазин совхоза. А сейчас все это в таком неблагоприятном виде. Это муниципальный жилой фонд, отсюда людей переселили в город. Смотришь на дома - страшно... Дети могут лазить. Не дай Бог что-то обрушится, балкой сразу насмерть пришибет. У нас же как? Пока жареный петух в одно место не клюнет... Собак еще вечно сюда кидают... Добрые бабушки прикармливают щенят. У каждого дома - свои собаки, - признается горожанка.
Юлия показывает на дом.
- Там отец живет. Иду к нему. Думаю: "Ой, хоть бы никого не было", — женщина имеет в виду собак.
- Когда они начинают гавкать, это адреналин выделяется...
- И в том году приезжали. Отловили собак, чипировали, сережки им надели и обратно сюда выпустили, — к экскурсии присоединяется
Виктория.
Квартиру на первом отделении Подсобного они с супругом купили два года назад.
- Приезжали и смотрели жилье по зиме. И дорогу (не оценили, — прим. "Вечерний Краснотурьинск").
.. Район понравился, квартира понравилась, цена понравилась. А когда уже поехали переезжать, купив квартиру, то, конечно, — разводит руками Виктория.
- Обещали дорогу, но...
Риелторы отмечают, что стоимость квартир в Загородном, как правило, процентов на 25-30 ниже аналогичных по метражу и удобствам, но расположенных в других районах Краснотурьинска.
- Не жалеете, что переехали?
- Нет, нам нравится. Прямо свое. Садик - рядом. Работу нашла. Мне удобно и все хорошо. Никаких этих выхлопов. Экологически чистый район, — признается
Виктория.
- Тут, правда, хорошо: рядом лес, летом встал утром, оделся, взял корзинку и по ягоды и грибы пошел... Под боком речка бежит. Кра-со-та! Единственно, что очень мешает - это дорога, — соглашается Юлия.
Кстати, такси в Загородный за журналистами "Вечерки" вызвать не удалось.
Встанут ли автобусы до Загородного? Грозит ли дороге до Подсобного ремонт? Что думают власти, транспортники и надзорные органы. Почему не разбирают "горелки"? Есть ли надежда, что вскоре заработает ФАП?
Редакция направит ряд запросов, касающихся ситуации в Загородном. К теме вернемся.